СТАТЬИ
Разные дети учатся играть на скрипке
В педагогической практике не бывает двух одинаковых учеников, потому что на земле никогда не было и не будет двух одинаковых людей. У каждого свой характер, своя манера поведения, своя реакция на одни и те же замечания. Один быстро справится с предложенным заданием, другому требуется продолжительное время для усвоения материала. Один отличается забывчивостью, другой запоминает на всю жизнь. Чтобы получить полное представление об ученике, надо начать работать с ним.
В жизни часто бывает, что ребёнок, отучившись 3-4 года в музыкальной школе, покидает её, либо школа указывает ему на дверь. Выясняются многочисленные несовершенства: лень, невнимательность, неумение организовать себя в домашних занятиях, не хватает профессиональных данных. И частенько среди бросивших встречаются люди одарённые.
На мой взгляд, самое главное качество, которым должен обладать педагог, - это терпение. Подобрать ключ к каждой единственной и неповторимой индивидуальности – сложное дело. Педагог должен найти формы и методы воздействия на ученика, с тем, чтобы полнее раскрыть его как личность. Надо изучать его интеллект, особенности психической и нервной организации, воспитание ребёнка в семье; интересоваться его школьной успеваемостью, дружескими связями и многим другим.
И ещё, педагог имеет дело с «живым» материалом, который на глазах растёт и меняется. Когда мать Д.Ф.Ойстраха, Изабелла Сергеевна, попросила флейтиста из театрального оркестра прослушать сына, только начавшего тогда водить смычком по струнам, тот ответил: «Не мучьте ребёнка, солиста из него не получится, участь же оркестранта тяжела!» К счастью, мать с этим не согласилась.
Никогда нельзя ставить штамп на ученике. В развитии каждого может наступить переломный момент, когда он на каком-либо произведении неожиданно раскроется, что заставит окружающих коренным образом изменить своё отношение к нему. Такой скачок возможен в том случае, если ему предшествует длительный период систематической работы. Каждому овощу своё время. Педагогу необходимо почувствовать такой момент, не побояться дать более сложный репертуар для полноценного раскрытия учащегося. Иногда бывают и спады в развитии по различным причинам: череда болезней, драматические ситуации в семье, переходный возраст или переход в новую школу, где встречен непониманием одноклассников. Тут от педагога требуется такт и дружеское участие.
Мало кто из великих скрипачей отличался прилежанием в юные годы. «Легко лежать на диване, смотреть телевизор и лопать чипсы»,- говорю я своим ученикам. Н. Паганини, постоянно избиваемый пьяницей - отцом, занимался по многу часов в чулане без еды, пока не получится то или иное упражнение. Д.Ф. Ойстрах тоже не отличался прилежанием. Его сын, И.Ф. Ойстрах рассказывает о домашних занятиях отца в детстве следующее: «Первый период общения со скрипкой не был у отца безоблачным. Ни по неуёмности энергии, ни по любви к проказам не отличался он от сверстников, участвовал в их шумных играх и развлечениях, а если занятия мешали этому - подрезал струны своей скрипки или волос на смычке».
В работе педагога необходима политика кнута и пряника. При этом очень важно почувствовать, кому сколько кнута, а кому сколько пряника надо дать. Абрам Ильич Ямпольский, несмотря на мягкость характера, проявлял во время занятий железную волю и настойчивость, когда нужно было добиться от ученика требуемого результата. Тем не менее, он абсолютно исключал «поточный» метод преподавания. Педагог, по его мнению, не имел права деспотически подавлять индивидуальность ученика своей сильной музыкальной натуре. И это счастливым образом сказалось на его учениках, среди которых Л. Коган, М. Фихтенгольц, И. Безродный, Е. Гилельс, З. Шихмурзаева. Каждый из них обладает яркой индивидуальностью и чертами, объединяющими их как учеников А. Ямпольского: высоким профессионализмом, тонкой культурой звука, логикой музыкального мышления, благородством стиля.
В последние годы работы часто приходилось сталкиваться с детьми, имеющими задержку психического развития. Их характерные черты - инертность мышления, стремление избежать интеллектуального напряжения, низкая умственная работоспособность. Отставание психического развития выражается в виде действенных знаний. Эти учащиеся не успевают за предусмотренное программой время без помощи со стороны овладеть необходимым минимумом информации. Они присутствуют на уроке, фактически в нём никак не участвуя, что лишь закрепляет пассивность их мышления. К таким учащимся необходимо предъявлять посильные для них требования. Педагогу надо терпеливо формировать такие качества как трудолюбие, прилежание, активизировать мышление, подбирая способ воздействия на каждого. И необходимо верить в возможности ученика, ведь каждый талантлив по-своему.
В своей педагогической работе имела опыт занятий с левшами. Распространено мнение, что левшей трудно научить играть на скрипке. Некоторые преподаватели не принимают их даже в ДМШ. Известно, что около 15 процентов людей, живущих на земном шаре,- левши. И существуют они с давних времён. Орудия труда первобытного человека, найденные при раскопках, почти все рассчитаны на праворуких. Но среди них попадались каменные топорики, рассчитанные на левшей. В средние века левшей считали слугами дьявола (они крестились левой рукой) и сжигали на костре. А у некоторых народов в шаманы выбирали именно левшей. У левши доминирует правая половина мозга, хорошо развита интуиция, образное мышление, а вот логика хромает. Это надо учитывать при работе.
Родители левшей задают один и тот же вопрос: «Нельзя ли их ребёнку держать скрипку правой рукой, а смычком водить - левой?» Нет, нельзя. Переставив струны, подставку, подгрифок, подбородник, душку, мы не сможем изменить посадку концертмейстера, оркестра и, тем более перестроить акустику залов, в которых придётся играть ученику. Среди знаменитых музыкантов-левшей и Р.Шуман, и С.Рахманинов, и С.Прокофьев. И даже Н. Паганини, судя по историческим фактам, был левшой.