СТАТЬИ
Вступительный экзамен в ДМШ на скрипку

На вступительном экзамене в ДМШ педагоги проверяют музыкальные и физиологические данные испытуемого. Выявление музыкальных способностей у ребёнка очень нелёгкое дело, так как во время прослушивания дети ведут себя по-разному. Одни не могут сосредоточиться в непривычной обстановке, другие капризничают, третьи просто не понимают, чего от них хотят. Это происходит потому, что большинство детей к такому испытанию не подготовлено. Когда я впервые привела четырёхлетнего сына на прослушивание в музыкальную школу, то он не смог ни спеть, ни прохлопать. Высококвалифицированный сольфеджист пояснила: «Из него может и вырастет второй Кремер, но сейчас данные ребёнка совершенно не раскрыты, поэтому советую вам позаниматься с ним до экзамена, чтобы он понял, что от него требуется». И спустя год у мальчика проявился абсолютный слух, над развитием которого мне пришлось потрудиться. О сложностях выявления музыкальных способностей даже у абитуриентов, имеющих определённые исполнительские навыки, свидетельствуют многие любопытные факты. В 1832 году к директору Миланской консерватории подошёл молодой человек с просьбой проэкзаменовать его. После прослушивания был получен ответ: «Оставьте мысль о консерватории». А спустя несколько десятков лет Миланская консерватория добивалась чести носить имя некогда отвергнутого ею музыканта, потому как это имя – Джузеппе Верди.
Итак, что же проверяют на вступительном экзамене? Музыкальный слух – знает каждый. Ребёнка просят спеть знакомую песенку, повторить голосом отдельные ноты или неизвестную мелодию, угадать, сколько нот звучит одновременно. Так выявляют ещё и музыкальную память, и гармонический слух. Но всё это можно проверить, если испытуемый поёт. Встречаются дети, порой имеющие хороший музыкальный слух, но не воспроизводящие голосом из-за недостаточно развитой координации между слухом и певчески – голосовыми функциональными отправлениями. Таких детей просят найти тот или иной звук на фортепиано, что менее эффективно.
Один курьёзный случай произошёл со мной после такого экзамена. Девочку приняли в ДМШ по классу скрипки. Её мама подходит ко мне: «Моя Леночка не сможет играть на скрипке, у неё нет абсолютного слуха». Начинаю объяснять, что у дочки хороший музыкальный слух, а абсолютного не было даже у П. И. Чайковского. «Именно поэтому он и не стал скрипачом!»
Проверка музыкального ритма – более простая задача. Прозвучавшую ритмическую мелодию на рояле надо воспроизвести на барабане или другом музыкальном инструменте. Можно также прохлопать в ладоши заданный ритм.
Большое внимание обращается на физические данные будущих учеников. Это подвижность и гибкость суставов, длина рук и пальцев, их эластичность, ширина ладоней, мясистость подушечек пальцев. Но надо понимать, что каждый организм может приспособиться и справиться с незначительным анатомическим дефектом. Например, Мстислав Ростропович из-за неправильно сросшихся после перелома костей на правой руке, держал смычок своеобразным способом, и это ничуть не отражалось на его звукоизвлечении.
Смотрят на экзамене координацию движений. Человеку свойственны одинаковые по форме движения рук, а специфика игры на скрипке требует обратного. Предлагают одной рукой массажировать живот (круговое движение), а другой – погладить себя по голове (горизонтальная линия).
На приёмном экзамене с ребёнком обязательно разговаривают, выявляя общий уровень развития, интеллект, тип нервной системы, а также умение сосредотачиваться. Самое главное качество – работоспособность – проявится позже.
Удачи!